Применение дополненной реальности в музеях

Музеям и выставочным площадкам технология дополненной реальности дает огромные преимущества. Применение WebAR позволяет посетителям намного шире взаимодействовать с экспозицией, музейными и выставочными объектами. Также плюсом является то, что AR не вырывает посетителя из реального мира, а лишь аккуратно дополняет его. Именно поэтому AR называется дополненной, а не виртуальной реальностью.

    Так, например, в Национальном музее естественной истории в городе Вашингтон применяется технология дополненной реальности, благодаря которой посетители музея могут увидеть, как скелеты животных становятся проекцией животного в «реальной» жизни.

Проекция дополненной реальности в Национальном музее естественной истории

    Еще одно явное преимущество добавить в музей AR связано с насущной и актуальной повесткой экологии. Благодаря дополненной реальности, музеям не нужно будет производить огромное количество буклетов, дорогостояще оформлять каждую композицию вручную— все это можно сделать с помощью AR.

    Ко всему прочему, музеи могут выпустить сувенирную продукцию с использованием AR- технологий. Как правило после посещения экспозиции, в конце экскурсии, посетители хотят приобрести сувениры, такие как копии или миниатюры знаменитых произведений искусства. Именно в них стоит внедрить технологию дополненной реальности. Например, посредством AR можно создать «ожившие» репродукции картин, памятные статуэтки смогут «ожить» и рассказать о себе, таким образом передать дополнительную информацию о коллекции, к которой принадлежит экспонат, или подвести итог о посещении музея. Такие сувениры способствуют продвижению музея и несут в себе еще большую ценность.

Краеведение

    Изучение родного края может стать еще увлекательнее, если наполнить процесс современными технологиями. И в этом случае также на помощь приходит дополненная реальность. Это могут быть соответствующие выставки в краеведческих музеях, но еще один способ привлечь аудиторию к изучению края—квест в режиме дополненной реальности.

Квест в AR представляет собой настоящее путешествие по значимым местам города, поселка или какого- либо другого места в области. Участнику может быть предоставлена карта маршрута, с отметками, заданиями. На значимых местах- метках могут располагаться «герои» города и это не только значимые люди, но и здания, которые когда-то существовали, памятники и многое другое, что скрыто от глаз людей, что кануло в историю. Такой подход к изучению края является уникальным в своем роде. Конечно, создание AR-приложений на основе GPS требует значительных издержек и тщательной работы, но это особенно актуально для мегаполисов, основные потоки посетителей в которых формируются благодаря туристам.

    Подобный опыт уже есть. Историко-туристический маршрут «Городовой». Проект «ГОРОДОВОЙ» — это приложение дополненной реальности, включающее в себя интерактивного гида в виде воссозданного одноименного персонажа, – чина полиции, который знакомит жителей и гостей современного Челябинска с историей «Уральского Чикаго», его историческими личностями, бытом и архитектурой конца 18 века – начала 20 века. Благодаря разработанному квесту с 3D моделями городских жителей и старинных зданий любой желающий может сделать селфи с первым градоначальником или пообщаться с купцами, пройти по историческим маршрутам и увидеть исчезнувшие здания в режиме реального времени. Для этого нет необходимости в специальном оборудовании, достаточно обычного смартфона и личного присутствия на главной пешеходной улице города.

Историко-туристический маршрут «Городовой»

    Такого рода проект совмещает в себе и краеведческую тематику и тематику видеогида, о которой будет подробнее рассказано в разделе «Видеогид».

Видеогид

    Практически в каждом музее можно взять экскурсию с гидом, а во многих музеях уже давно существует услуга аудиогида. Однако посетителям необходимо что-то новое, привычные виды коммуникации с экспозицией устаревают. Поэтому самое время подумать о концепциях видеогида в режиме дополненной реальности.

    Подобный опыт уже применяется в музеях. Существует проект Минкультуры России в области информатизации. Это платформа дополненной реальности для музеев, суть которой—распознавание экспонатов и историческая справка о произведении, об интересных деталях.

    Это своего рода небольшой справочник на экране смартфона. Но, все же, здесь не хватает интерактивности, чем обычно можно зацепить посетителей и привлечь. Поэтому наилучшим вариантом видеогида будет создание среды, в которой элементы дополненной реальности появляются в движении, рассказывают, иными словами— «оживают».

    В качестве наглядной иллюстрации можно рассмотреть проект в океанариуме The Sunshine Aquarium, Токио. Его суть заключается в следующем: путь к океанариуму оснащен системой дополненной реальности, а провожатыми являются трехмерные персонажи пингвинов. На протяжении всего маршрута интерактивные животные выступают в качестве гидов.

Пингвины- провожатые океанариуме The Sunshine Aquarium

    Подобные проекты очень актуальны для краеведческих музеев, для музеев, посвященным личностям и деятелям. У нашей компании есть готовый кейс целого квеста в режиме дополненной реальности, где ведущими- гидами являются реальные персонажи истории. Они задают вопросы и ведут участников по местам музея, экспозиции. Или же наш проект для музея РЖД, где гидом по музею является специально разработанный персонаж- мышонок.

Наши проекты с интерактивными гидами дополненной реальности

Боевой путь

    История Великой Отечественной Войны—та часть истории нашей страны, которую нельзя забывать. Поэтому, формируя неугасающий интерес к событиям тех страшных лет, мы не забываем о подвигах предков. И здесь также стоит вопрос: как заинтересовать детей и подростков, как понятно и без сухого языка истории объяснить и показать, что происходило в 1941- 1945-х годах. Ответ есть— это привлечение в процесс изучения дополненной реальности.

    Учащимся и даже взрослым будет особенно интересно изучать карту боевого пути дивизий 1941- 1945 гг, если она оживет, если будет взаимодействие и вовлеченность в процесс. Конечно, это своего рода игра, но все мы знаем, что именно так наилучшим образом усваивается информация, а знания о тяжелых, но великих событиях страны важны для нас. На карте дополненной реальности будут оживать сцены сражений, герои, труженики тыла.

    Мы также можем поделиться своим схожим опытом по тематике. Наша команда создала «оживающую» фигуру солдата для Башкирского музея боевой славы. Такого героя можно разместить на карте, наводить смартфон на метку и видеть историю во всех смыслах наглядно.

Инновации найдут применение во всех сферах и в наши дни особенно важно вносить их в ту среду, которая является наиболее памятной для нас, важной и значимой. Увидев боевой путь буквально в «реальном» времени, дети и взрослые непременно получат те самые впечатления, которые и формируют отношение к событиям, к истории, к образованию. Эти сферы оказываются вовсе не скучными, а познавательными.

Биографические музеи

    Мы предлагаем готовые решения для краеведческих музеев, музеев квартир и любых других учреждения культуры связанных с биографиями многих известных лиц. Квесты, викторины и интерактивные экспозиции с использованием 3D моделей известных исторических личностей: писателей, художников, скульпторов, политиков, военных и других известных исторических персон. 

Дополненная реальность открывает возможность сделать фото с виртуальной моделью в историческом интерьере

    Квесты и викторины с использованием технологии дополненной реальности  повествуют о жизни и деятельности исторических личностей. Позволяют посетителям познакомиться с известной исторической личностью «вживую», несут образовательный и развлекательный характер. Игровая форма повышает интерес детей и подростков к экспозиции и истории. 

    Технология Web AR не требует установки приложения на смартфон и поддерживается большинством устройств. Для работы достаточно интернет соединения и браузера и камеры. Виртуальная экспозиция может быть адаптирована для посетителей с ограниченными возможностями, а так же иностранных туристов. Не требует обслуживания.